Когда 20 лет назад я пришел на фондовый рынок, среди прочих установок была та, что глобальное инвестиционное пространство имеет 2 полюса. Развитые и развивающиеся рынки. США, Европа, Япония –первый, БРИК – второй. Развитые рынки – доноры капитала, развивающиеся – получатели. Которые из-за импульсивности глобального спекулятивного потока то растут, то падают. И падают сильно, но растут всегда сильнее.
Эхо 1998-го было повсюду. Но до ЮКОСа оно не перебивало энтузиазма. Да и после перебило не сразу.
Тогда казалось странным нести деньги куда-то, если не в молодые отечественные компании.
Да и что там, на противоположном полюсе? США без Гринспена, ЕС с растущими долговыми проблемами, Япония с вечно сдувающимся фондовым пузырем 80-х?
И всё же это был единый мир свободного (так казалось) движения капитала.
2010-е годы почти всё изменили. Единая Европа прошла долговой кризис и не развалилась. США потеряли ступень в рейтинге, но тоже как-то остались на плаву. Япония зависла в сверхмягкой ДКП. Развивающиеся экономики перешли от роста к проблемам роста, а затем просто к проблемам. БРИК стал БКРИКСом и начал проявлять признаки союза по интересам.
Разница систем перестала казаться гранями единого.
Теперь как малоперспективные воспринимаются, скорее, развивающиеся рынки. Капитал, в том числе и с них, сосредоточен на развитых и уходить оттуда не планирует. И с инфраструктурой движения проблемы, и с желанием. А сложности наших граждан в попытках вложить деньги куда-то вне РФ только кажутся уникальными.
Остается уповать на некий иранский опыт. Но только как способ измерения удава в попугаях.